Азербайджан
Баку
08:04

Армения
Ереван
08:04

Беларусь
Минск
07:04

Казахстан
Астана
10:04

Кыргызстан
Бишкек
10:04

Молдова
Кишинев
07:04

Россия
Москва
07:04

Таджикистан
Душанбе
09:04

Туркменистан
Ашхабад
09:04

Узбекистан
Ташкент
09:04

Украина
Киев
07:04

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Главная страница
Сайт Исполкома СНГ
Направления сотрудничества
О Содружестве
Органы СНГ
Выборы и референдумы
Информагентства стран СНГ
Наши партнеры
Контакты





Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств

Реестр подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ
Перечень конкурентноспособной продукции государств – участников СНГ

Поздравляем
c Днем рождения!
26 сентября


Белозёров Олег Валентинович
Председатель Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, Президент ОАО «Российские железные дороги»

Носков Константин Юрьевич
Председатель Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Шматко Сергей Иванович
Cпециальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики


ПОИСК ПО САЙТУ
/ Органы СНГ / Информация об органах СНГ / Совет глав правительств / Принятые решения / 2011 год / о Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств – участников СНГ

СОДРУЖЕСТВО  НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДАРСТВ

 

СОВЕТ  ГЛАВ  ПРАВИТЕЛЬСТВ

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от 19 мая 2011 года

город Минск

 

о Концепции развития образования в сфере культуры
и искусства государств – участников СНГ

 

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Одобрить Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства государств – участников СНГ (прилагается).

2. Предложить правительствам государств – участников СНГ разработать планы мероприятий по развитию образования в сфере культуры и искусства.

3. Рекомендовать правительствам государств – участников СНГ при разработке и реализации планов мероприятий по развитию образования в сфере культуры и искусства взаимодействовать с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств.

 

От Азербайджанской Республики

От Российской Федерации

 

Первый заместитель Премьер-министра

 

 

Я.Эюбов

В.Путин

с оговоркой

 

 

 

От Республики Армения

От Республики Таджикистан

 

 

 

 

Т.Саркисян

А.Акилов

 

 

От Республики Беларусь

От Туркменистана

 

 

 

 

М.Мясникович

--------

 

 

От Республики Казахстан

От Республики Узбекистан

 

 

 

 

К.Масимов

--------

 

 

От Кыргызской Республики

От Украины

 

 

 

 

А.Атамбаев

Н.Азаров

 

 

От Республики Молдова

 

 

Заместитель Премьер-министра, Министр экономики

 

 

В.Лазэр

 

 

 


ОДОБРЕНА

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств – участников СНГ

от  19 мая 2011 года

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития образования в сфере культуры и искусства
государств – участников СНГ

 

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств – участников СНГ (далее – Концепция) представляет собой систему приоритетов, ведущих направлений и тенденций развития данной сферы культуры в государствах – участниках СНГ. Принятие данной Концепции обусловлено общностью проблем в сфере художественного образования, с которыми сталкиваются государства – участники СНГ.

Концепция устанавливает приоритет образования в сфере культуры и искусства в культурной политике государств – участников СНГ, определяет стратегию и направление развития системы художественного образования на перспективу.

Концепция определяет основополагающие направления межгосударственного сотрудничества в области художественного образования, указывает на перспективы развития контактов в этой сфере, намечает общие цели, задачи и пути их достижения.

Цели и задачи художественного образования в государствах – участниках СНГ связаны с их дальнейшей интеграцией в мировую художественную культуру с учетом современных тенденций ее развития, а также желанием этих государств сохранить национальные приоритеты и ценности.

Концепция отражает волю государств – участников СНГ реализовывать права и свободы граждан в области образования в сфере культуры и искусства:

право на художественное образование, использование учреждений художественного образования, доступ к культурным ценностям;

право на гуманитарно-культурную информацию;

право учреждений образования в сфере культуры и искусства использовать для своей деятельности исторические и культурные памятники, проявляя при этом необходимую заботу о их сохранности.

Сотрудничество государств – участников СНГ в реализации положений настоящей Концепции обеспечивается всей полнотой ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это материальная база учреждений художественного образования государств – участников СНГ – здания и сооружения, инструментарий художественной деятельности и творчества, а также интеллектуальные и человеческие ресурсы, в том числе творческие кадры высокой квалификации, осуществляющие свою деятельность в рамках системы художественного образования. Важным ресурсом сотрудничества являются национальные государственные структуры, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, а также Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств.

Координирующая роль в реализации настоящей Концепции принадлежит уполномоченным органам в сфере образования и культуры государств – участников СНГ.

 

I. Основные понятия и термины

 

Эстетическое воспитание – это процесс присвоения человеком в ходе его эмоционального и интеллектуального развития ценностных критериев, выработанных человечеством по отношению к природе, обществу и человеку, в том числе критериев по отношению к созданиям культуры и искусства, т. е. к продуктам деятельности личности и общества, не имеющим в качестве непосредственной цели удовлетворение материальных или иных практических потребностей.

Образование в сфере культуры и искусства, или художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Важнейшим результатом художественного образования является эстетически воспитанная личность. Образование в сфере культуры и искусства опирается на две взаимосвязанные системы: общего художественного образования и профессионального художественного образования.

Общее художественное образование – это постижение и присвоение основных эстетических ценностей своего народа и человечества, предусматривающее целенаправленный процесс обучения и воспитания как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования, а также досуговых и иных учреждениях, имеющих определенный правовой статус, учебные программы и методические принципы. Преподавателями, направляющими процесс общего художественного образования, являются профессионалы в области культуры и искусства, получившие соответствующую квалификацию. Общее художественное образование направлено на получение компетенций, характеризующих квалифицированного зрителя и слушателя и позволяющих участвовать в создании и исполнении произведений искусства на любительской основе.

Профессиональное художественное образование – это процесс обучения и воспитания социальных групп, занятых в сфере культуры и искусства. Деятельность этих социальных групп нацелена на поддержание и развитие следующих общественных структур и институтов, удовлетворяющих культурные потребности общества: художественных организаций – театров, музеев, библиотек, галерей, концертных залов и культурных центров, кинокомпаний, фирм звукозаписи и т. д.; художественных коллективов и деятелей культуры – театральных трупп, музыкальных коллективов и солистов, актеров, режиссеров, художников и других представителей творческих профессий; органов управления культуры и искусства разных уровней; средств массовой информации, освещающих культурный процесс и дающих ему общественную оценку. Профессиональное художественное образование также берет на себя подготовку педагогических кадров для всей системы образования в сфере культуры и искусства.

Система общего художественного образования – это совокупность образовательных учреждений различных форм собственности, общественных структур и институтов, с помощью которых транслируются и формируются общекультурные и общеэстетические компетенции художественной аудитории как потребителя культуры и искусства, а также знания и навыки, необходимые для осуществления художественной деятельности на непрофессиональной основе. В систему общего художественного образования входят следующие составляющие: организации, осуществляющие процесс общего художественного образования, средние школы и школы искусств, гимназии-колледжи, училища, колледжи, вузы, студии, центры детского творчества, клубы, досуговые центры и др., в том числе педагогические коллективы и коллективы учащихся и студентов, принадлежащие к этим организациям, а также здания, сооружения и другие средства материально-технического обеспечения деятельности этих организаций. Необходимой составляющей системы общего художественного образования являются также нормативные акты, регулирующие их деятельность, в том числе стандарты обучения, учебные программы, пособия, другие материальные и нематериальные объекты, применяемые в процессе общего художественного образования.

Система профессионального художественного образования – это совокупность образовательных учреждений различных форм собственности, общественных структур и институтов, с помощью которых осуществляется подготовка кадров для сферы культуры и искусства. В систему образования в сфере культуры и искусства входят следующие составляющие: организации, осуществляющие процесс профессионального художественного образования, средние специальные школы, средние специальные учебные заведения и вузы, в том числе педагогические коллективы и коллективы учащихся и студентов, принадлежащие к этим организациям, а также здания, сооружения и другие средства материально-технического обеспечения деятельности этих организаций. Образовательные структуры при осуществлении подготовки кадров в обозначенной сфере руководствуются нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность, а также стандартами обучения, учебными программами, пособиями, другими материальными и нематериальными объектами, применяемыми в процессе профессионального художественного образования.

 

 

II. Проблемы и вызовы современности, стимулирующие
модернизацию образования в сфере культуры и искусства

 

1. Размежевание массовой культуры и высокого искусства.

Массовой культуре присущи следующие особенности: приоритет востребованности в ущерб художественному качеству, сращивание сферы культуры и искусства с масс-медиа, а также манипулирование общественным сознанием, в особенности сознанием подростков и молодежи. Это ставит перед государствами – участниками СНГ в области художественного образования новые задачи, что предполагает:

разработку новых средств воздействия на подростков и молодежь в целях их привлечения к высокому искусству;

расширение организационных форм и методов работы с молодежной аудиторией, в том числе в рамках учреждений культуры и искусства;

повышение квалификации и переподготовку педагогов и просветителей, пропагандирующих культуру и искусство в молодежной среде.

 

2. Художественное образование в условиях глобализации.

Необходимость использования появившихся в условиях глобализации новых возможностей и одновременно преодоления связанных с ними рисков формирует новые задачи, стоящие как перед обществом в целом, так и перед системой художественного образования. Эти задачи в области образования в сфере культуры и искусства сводятся главным образом к удержанию баланса между противоречивыми социокультурными тенденциями: между международной мобильностью кадров и созданием условий для их работы внутри государства, между культурной унификацией и сохранением национальной идентичности.

 

3. Рост влияния средств массовой информации.

В настоящее время усилилась роль средств массовой информации, прежде всего электронных, в распространении знаний и формировании представлений общества по всем направлениям от политики до культуры и искусства. В связи с этим в культурной политике государств – участников СНГ, а также в художественном образовании возникли новые задачи:

шире использовать возможности средств массовой информации для формирования благоприятного имиджа государств  участников СНГ;

широко привлекать средства массовой информации к художественному образованию, в том числе путем создания современных художественно-просветительских программ, реализации совместных информационных проектов в сфере культуры и искусства;

максимально использовать возможности средств массовой информации для пропаганды и популяризации высоких художественных стандартов, присущих культуре и искусству;

содействовать взаимной информированности общественности государств – участников СНГ о культурной жизни Содружества.

 

4. Художественное образование в условиях углубления социально-культурной дифференциации в обществе.

Социально-культурная дифференциация по возрасту, социальному происхождению, уровню доходов, профессиональной принадлежности, этнической и религиозной принадлежности и т. д. создала множественные субкультуры. В связи с этим у государств – участников СНГ в сфере художественного образования возникают новые задачи: способствовать удовлетворению различных, в том числе полярных, культурных запросов и существованию контрастных форм выражения в культуре и искусстве; стимулировать расширение культурного предложения на рынке досуга; создавать условия для постоянного повышения квалификации работников культуры и искусства в целях использования новых возможностей на рынке труда.

Решение проблем художественного образования в целом требует согласованных между всеми органами власти, государственными и местными, организационно-управленческих действий, основными из которых являются:

формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития общества;

усиление роли образовательной области «культура и искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы;

сохранение и развитие национальных художественных традиций в учреждениях образования;

непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

обеспечение квалифицированного информационного освещения мероприятий в области художественно-просветительской деятельности;

развитие системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии национальной художественной культуры и мирового опыта;

укрепление материально-технической базы учреждений образования, разработка мер для материального стимулирования преподавателей художественных дисциплин.

 

III. Цели и задачи образования в сфере культуры и искусства

 

Целями образования в сфере культуры и искусства на современном этапе являются:

признание на государственном уровне значения художественного образования как инструмента социализации личности, способствующего формированию ее нравственных принципов и идеалов;

признание на государственном уровне роли художественного образования в формировании творческого мышления, а также инновационного потенциала общества;

формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважения друг к другу;

повышение значимости культуры и искусства в общем образовании;

усиление взаимодействия между системой общего и профессионального художественного образования;

сохранение и развитие сложившихся в государствах  участниках СНГ систем учреждений художественного образования в области культуры и искусства;

информационно-технологическая модернизация системы общего и профессионального художественного образования.

Исходя из указанных целей художественное образование призвано обеспечить решение следующих задач:

в области эстетического воспитания:

формирование и развитие высоких эстетических потребностей у всех социальных и возрастных групп населения;

создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

приобщение граждан государств – участников СНГ к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

формирование имиджа художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

стимулирование широкого внедрения образования в сфере культуры и искусства в учреждения общего образования;

вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

в социальной сфере:

использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

в области сохранения и поддержания на международном уровне культуры и искусства государств – участников СНГ:

выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

сохранение и передача новым поколениям традиций профессионального образования в области культуры и искусства.

 

IV. Художественное образование: содержание и основные принципы

 

Культура и искусство играют исключительную роль в духовной жизни общества, создают ценностные ориентиры общества, его идеалы, социально-культурные и нравственные приоритеты. Культура и искусство являются средоточием духовных, идейных и социальных установок и норм поведения, поддержание и трансляция которых из поколения в поколение формирует этносы и национально-культурные образования. Развитие культуры и искусства невозможно без системы художественного образования, формирующей будущих деятелей культуры и искусства, их квалификацию и мастерство, а также художественную аудиторию.

Система общего и профессионального художественного образования государств – участников СНГ выполняет следующие основные функции:

сохранение национальных традиций в области культуры и искусства;

кадровое обеспечение учреждений культуры и искусства;

кадровое обеспечение художественного образования, общего и профессионального;

воспитание аудитории для учреждений культуры и искусства, способной к восприятию национальных и мировых духовно-нравственных и художественных ценностей;

воспитание любителей искусства, способных к самостоятельному творчеству.

Содержание образования в сфере культуры и искусства включает:

формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории культуры и искусства разных эпох и народов;

формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусства на основе их адекватной эстетической оценки;

формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Освоение содержания образования в сфере культуры и искусства осуществляется на основе следующих методологических принципов:

начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусства;

распространение образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

внедрение личностно ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

 

V. Основные направления модернизации
художественного образования

 

Модернизация системы художественного образования – это процесс обновления всех сторон образования в сфере культуры и искусства, вызванный новыми явлениями общественной жизни и культуры национального и мирового масштаба. Модернизация затрагивает цели и задачи художественного образования, его способы, методы и результаты, выражающиеся в обновлении его структур, содержания и учебно-методического обеспечения.

Направления модернизации системы художественного образования в государствах  участниках СНГ будут опираться на следующие принципы:

1. Осознание на государственном уровне роли образования в сфере культуры и искусства как инструмента интеллектуального и творческого развития нации, повышающего ее конкурентоспособность.

2. Создание условий для внедрения и распространения художественного образования в обществе, в том числе в рамках системы общего образования, от начального до высшего.

3. Создание разнообразных форм художественного образования взрослых.

4. Выработка новых способов и форм популяризации высокого искусства для приобщения к нему детей, подростков и молодежи.

5. Методическая и организационная дифференциация профессионального и любительского образования.

6. Обновление содержания профессионального художественного образования в целях усиления гибкости и мобильности выпускников и расширения возможностей их трудоустройства.

7. Обновление содержания общего художественного образования в целях приближения его к современной культурной ситуации и современным потребностям и интересам детей, подростков и молодежи.

8. Сохранение лучших традиций национальной системы профессионального образования в сфере культуры и искусства – ее организационной структуры и методико-педагогических принципов.

9. Создание финансово-экономических и организационно-структурных условий для непрерывного обновления и усвоения международного опыта в рамках системы образования в сфере культуры и искусства.

10. Создание оптимальных условий для творческого развития и самореализации выпускников учебных заведений культуры и искусства.

 

VI. Модернизация содержания художественного образования

 

Содержание образования – это комплекс научных сведений, знаний, навыков и способов действий, которым обучаются и которые осваивают учащиеся учебных заведений в рамках общего профессионального художественного образования. Намеченные в настоящей Концепции направления модернизации ставят своей целью приведение содержания образования в соответствие с требованиями современности.

Современные условия предполагают наличие специалистов нового типа, обладающих следующими свойствами и качествами:

способностью к постоянному обучению и профессиональному развитию;

умением пользоваться современными информационными ресурсами;

умением общаться с разной аудиторией, в том числе малоподготовленной;

способностью переключаться с одних профессиональных задач на другие;

способностью к профессиональной самоорганизации.

В целях формирования вышеперечисленных умений и способностей в рамках системы профессионального образования в сфере культуры и искусства предполагается осуществить модернизацию по следующим направлениям:

1. Усиление психолого-педагогической подготовки студентов, расширение разнообразия, форм и способов методико-педагогического воздействия на учащихся.

2. Расширение общегуманитарной и социологической подготовки студентов в целях облегчения диалога с аудиторией.

3. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс в целях овладения учащимися и студентами новыми профессиональными возможностями.

4. Расширение экономической и управленческой составляющих образования в сфере культуры и искусства в целях приобретения студентами первоначальных навыков управления своей карьерой, в том числе собственными культурными проектами.

5. Снижение доли узкоспециализированной составляющей образования в сфере культуры и искусства в целях расширения перспектив трудоустройства выпускников.

6. Создание нового поколения учебных пособий для учебных заведений культуры и искусства, учитывающих многоаспектный процесс модернизации, через который они проходят.

Общее художественное образование также проходит в настоящее время период трансформации, вызванный необходимостью адаптации к реалиям информационного общества.

Обновление содержания общего художественного образования предполагает следующие направления деятельности:

обеспечение национальной составляющей художественного образования, повышенное внимание к традиционной культуре и народному творчеству;

расширение использования новых технологий в методике преподавания дисциплин культуры и искусства, включая применение аудиовизуальных педагогических технологий;

создание нового поколения учебников и учебных пособий по культуре и искусству, включающих применение информационных технологий;

интеграция учреждений образования и учреждений культуры в деле создания новых учебных программ по дисциплинам культуры и искусства;

обеспечение возрастной адаптации учебных программ, в том числе с обязательным включением игровых форм освоения материала для детей;

широкое внедрение педагогической методологии, опирающейся на интеграцию различных видов искусства;

увеличение доли современного искусства в учебных программах;

гуманизация и индивидуализация художественного образования;

совершенствование методической дифференциации общего и профессионального художественного образования на всех его уровнях;

совершенствование критериев оценки успешности художественного образования на всех его уровнях.

 

 

VII. Модернизация структуры художественного образования

 

Структурные направления модернизации образования в сфере культуры и искусства нацелены на улучшение условий обучения, повышение его эффективности, а также на создание оптимальных условий для профессиональной самореализации выпускников профессиональных учебных заведений культуры и искусства, прежде всего, в качестве преподавателей предметов культуры и искусства, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Это следующие направления:

в рамках общего художественного образования:

поддержка и пропаганда результатов научных исследований о роли и механизмах воздействия художественного образования на развитие личностных качеств и творческих способностей детей, подростков и молодежи;

внедрение художественного образования в общее среднее, среднее специальное и высшее образование;

поддержка разных форм взаимодействия общего среднего и дополнительного художественного образования;

расширение возможностей для создания специализированных учебных заведений общего среднего образования, реализующих расширенные программы художественного образования;

поддержка учреждений дополнительного образования, реализующих программы мультихудожественного воспитания детей и подростков;

возрождение учреждений художественного образования для молодежи и взрослых, в том числе вечерних школ;

создание благоприятных условий для вовлечения деятелей культуры и искусства в процесс общего художественного образования;

совершенствование просветительской составляющей в деятельности учреждений культуры и искусства;

в рамках профессионального образования в сфере культуры и искусства:

сохранение ведущей роли государства в определении структуры и содержания образования, в области контроля за следованием государственным установкам в этой сфере, а также в области финансирования и других форм поддержки профессионального художественного образования;

создание условий для расширения материальной и финансовой поддержки профессионального художественного образования как со стороны государства, так и со стороны частного сектора экономики, в том числе в целях усиления доступности образования в сфере культуры и искусства;

создание условий для расширения спектра и улучшения функционирования платных образовательных услуг в учебных заведениях культуры и искусства;

совершенствование управления образованием в сфере культуры и искусства во всех его видах и формах;

совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки работников художественного образования, в том числе на базе профессиональных учебных заведений культуры и искусства;

активизация обменов между государствами – участниками СНГ в области адаптации международных образовательных стандартов;

сохранение в рамках профессионального художественного образования организационных структур, исторически сложившихся в государствах – участниках СНГ, в том числе традиционных форм подготовки специалистов высшей квалификации в области культуры и искусства;

совершенствование информационного обеспечения процесса трудоустройства выпускников учебных заведений культуры и искусства, создание центров трудоустройства при крупных учебных заведениях культуры и искусства;

расширение номенклатуры наиболее востребованных в современных условиях специальностей в вузах культуры и искусства.

 

VIII. Сохранение традиций профессионального
художественного образования

 

Приобретение профессиональной квалификации в сфере культуры и искусства в значительной степени отличается от аналогичных процессов в других сферах деятельности. Эти отличия вызваны прежде всего непременным выражением творческих намерений и замыслов в практической форме – в виде зримых и слышимых образов. В искусстве роль подсознательных форм мышления, предполагающих главенство практических навыков над теоретическими знаниями, предопределяет содержание и методы профессионального художественного образования. Специфика организации процесса обучения в культуре и искусстве связана с большей длительностью обучения, зачастую предполагающей раннюю профессионализацию, а также более тесный контакт педагога и обучающегося.

Специфичны также и учебные программы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Эта специфика связана с фундаментальными психологическими отличиями науки и искусства. В науке преобладает абстрактно-логическое мышление, в искусстве – чувственное и образное; в науке способ соприкосновения с материалом освоения является рациональным, мыслительным, в искусстве – непосредственным и психофизическим; в науке преобладает дедуктивное мышление, от общего к частному, в искусстве – индуктивное, от частного к общему. В искусстве всякая активная деятельность, порой даже на среднем уровне, требует особых способностей, одаренности и таланта.

Таким образом, иные, по сравнению с наукой, психологические условия освоения материала в искусстве, иной контингент учащихся, каждый из которых представляет собой одаренную личность, а также специфика организации образовательного процесса ведут к другим, по сравнению с общей системой образования, условиям обучения, особым формам постижения профессии в рамках образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Сейчас задача культурной политики состоит в том, чтобы не потерять то ценное, что было создано поколениями деятелей культуры и искусства в профессиональном художественном образовании.

Сохранение традиций художественного образования предполагает удержание в прежних формах и на прежнем уровне ведущих принципов организации образования, его методико-педагогических постулатов и сложившихся способов передачи мастерства от старшего поколения к младшему.

Традиции в содержании и организации учебного процесса в учебных заведениях культуры и искусства главным образом сводятся к следующему:

1. Учет практической направленности профессионального художественного образования на всех его уровнях, в том числе на уровне послевузовского образования в форме творческой аспирантуры (ассистентуры-стажировки).

2. Сохранение и поддержка системы индивидуального обучения и обучения в малых группах, включая творческие мастерские.

3. Сохранение и развитие системы ранней профессионализации (в ряде случаев с 6 лет) образования в сфере культуры и искусства, в том числе в форме средних специальных школ.

4. Внедрение там, где это необходимо, одновременного освоения общего и среднего профессионального образования с учетом ранней профессионализации.

5. Сохранение и поддержка системы многоуровневого профессионального художественного образования в области музыкального и изобразительного искусства, состоящей из детских школ искусств разных типов (1 уровень), учебно-педагогических комплексов: «гимназия-колледж», «средняя школа – колледж искусств», училищ и колледжей (2 уровень) и высших учебных заведений культуры и искусства (3 уровень).

6. Сохранение исторически сложившейся системы подготовки в рамках высшего профессионального художественного образования без разделения на бакалавриат и магистратуру.

7. Закрепление специфических требований и условий приема в учебные заведения культуры и искусства, в первую очередь связанных с оценкой творческой одаренности абитуриентов и уровня освоения художественно-практических навыков.

8. Оказание государственной поддержки художественно одаренной молодежи (поступление в учебные заведения соответствующего профиля, получение государственных стипендий и т. д.), прежде всего, в зависимости от достижений в избранной области культуры и искусства.

9. Рассмотрение возможности приравнивания прав преподавателей, работающих в системе художественного образования, к правам преподавателей общего профессионального образования в вопросах социального обеспечения.

 

IХ. Пути реализации Концепции

 

Для реализации Концепции необходимо выполнение комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

в области государственного регулирования:

формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, необходимой для полноценного развития общества;

взаимодействие органов управления культуры и образования на государственном уровне на основе межведомственных координационных планов и программ, обмен опытом на уровне министерств и учебных заведений в области культуры и искусства;

сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер для морального и материального стимулирования труда преподавателей художественных дисциплин;

с учетом национального законодательства государств – участников СНГ формирование благоприятного режима налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих меценатскую деятельность и оказывающих благотворительную помощь в сфере художественного образования;

в области совершенствования методической базы:

усиление роли образовательной области «культура и искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы;

постоянное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

формирование современной системы повышения квалификации с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии художественной культуры, мирового опыта;

внедрение инновационных моделей и методик, повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе;

совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

в области мониторинга и оценки:

проведение социально-экономических и социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

разработка и внедрение обновленной системы аккредитационных показателей для учреждений художественного образования с учетом характера их деятельности.

Настоящая Концепция представляет собой целостную систему, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации являются комплексом взаимосвязанных положений и принципов. Для реализации положений, изложенных в Концепции, целесообразно разработать в государствах – участниках СНГ планы мероприятий по развитию образования в сфере культуры и искусства в пределах выделяемых бюджетных ассигнований.


ОГОВОРКА

Азербайджанской Республики

 

За исключением пункта 3 Решения.

 

Первый заместитель Премьер-министра
Азербайджанской Республики

 

Я.Эюбов

 

 

 

Источник: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3039

 

 




Главная страница | Сайт Исполкома СНГ | Органы СНГ | Мероприятия СНГ | Направления сотрудничества



Яндекс.Метрика


Push 2 Check check my pagerank
Интернет портал СНГ www.e-cis.info